В 1828 г. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди, назначен законоучителем С.-Петербургского 1-го кадетского корпуса. Когда в апр. 1829 г. была учреждена Новочеркасская епархия, Святейший Синод предложил имп. Александру I кандидатуру Е. в качестве главы новой кафедры, но вскоре последний получил др. назначение - в Тамбовскую и Шацкую епархию. 9 июня 1829 г. состоялось наречение, а 11 июня в Успенском соборе Московского Кремля - хиротония Е. во епископа Тамбовского и Шацкого, к-рую возглавил митр. Московский свт. Филарет (Дроздов).
Современники называли Е. «крайне ретивым при исполнении своих обязанностей и надменным по отношению к духовенству». Во время поездок по епархии он сурово наказывал провинившихся клириков, в т. ч. «рогатками и колодками иногда в течение нескольких недель», многих лишал сана, нерадивых монахов подвергал опале. По воспоминаниям, «приговоренного к лишению сана монахи приводили в церковь и там в последний раз облачали. Облаченный священнослужитель входил в алтарь, прикладывался к престолу и делал перед ним три поклона. По выходе из алтаря молился на все четыре стороны. После этого прощания со святыней монахи вели его в облачении в консисторию, где член консистории читал ему синодскую конфирмацию, а консисторский сторож (пристав) ножницами стриг ему волосы на голове и на бороде... Эта церемония, совершавшаяся в присутствии народа, производила всегда на ее виновника самое тяжелое впечатление». Один из тамбовских иеромонахов, приговоренный к расстрижению, повесился в консисторском карцере в ожидании церемонии. При Е. в Тамбовской епархии были отданы в солдаты неск. сот дьяков, пономарей, учеников семинарии.
10 февр. 1832 г. Е. был утвержден епископом Минским и Литовским. В связи с восстановлением Полоцкой епархии границы Минской епархии изменились, в апр. 1833 г. архиерею был пожалован новый титул - «Минский и Гродненский». В новых границах епархия насчитывала 277 приходов, однако в Гродненской губ. правосл. храмов почти не было. Стараниями Е. вскоре были открыты церкви в Волковыске, Слониме, Лиде, Новогрудке, Кобрине, Пружанах. Особое внимание Е. уделял обращению униатов в Православие, в письме настоятелю виленского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыря архим. Платону (Рудинскому) Е. сообщал, что в течение 1833 г. он присоединил к Православию в Минской епархии до 14 тыс. чел. обоего пола и 14 приходов. Впосл. Е. писал о своей деятельности: «По Минской губернии в 1834 г., по 1-ое сентября, я успел, с помощию Божией, обратить униатов к нашей Церкви до 15 000 душ обоего пола» (Киприанович Г. А. Жизнь Иосифа Семашки, митр. Литовскаго и Виленскаго и воссоединение западнорусских униатов с Православною Церковию в 1839 г. Вильно, 1897. С. 134-135).
С 1 сент. 1834 г. Е.- архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Святейшего Синода. Особое внимание уделял духовной миссии. Организовал каталогизацию и копирование уникальных документов, отражающих историю Грузии, из Тифлисской синодальной конторы (ныне в составе Фонда Вост. рукописей РНБ). В 1838 г. Е. был избран членом-корреспондентом АН по разряду вост. лит-ры и древностей отд-ния исторических, филологических и политических наук.
По инициативе Е. в сент. 1836 г. было открыто 4-классное Владикавказское ДУ. В составленных Е. правилах для учителей уч-ща отмечалось, что «надобно прежде всего возбудить в питомцах охоту к учению. Для этого с отеческой лаской и христианским терпением нужно внушить им, как хорошо видеть что-нибудь там, где другие, даже старые, ничего не видят, и понимать то, что другие не понимают». Благочинному Осетинской духовной комиссии прот. Шио Двалишвили Е. советовал «постараться располагать старшин и владельцев к отдаче детей своих для вышеозначенной духовной цели в новооткрываемое во Владикавказе училище одними кроткими и благоразумными советами и убеждениями, не употребляя при сем случае никакого принуждения и насилия». Учебный процесс находился под непосредственным наблюдением Е. Так, в 1839 г. экзарх Грузии интересовался у смотрителя уч-ща, по какой причине учащийся 2-го класса Н. Санаев за «сентябрьскую треть» не аттестован по предметам «грамматика», «катехизис» и «история».
12 нояб. 1844 г. Е. был переведен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру. 21 окт. 1845 г. освятил астраханский храм в честь Рождества Христова, 1 июля 1846 г.- детский Александринский приют, 22 авг. 1847 г.- Николаевский приют, в 1852 г.- жен. отд-ние Попечительского комитета о тюрьмах. Пожертвовал более 1 тыс. книг в б-ку Астраханской ДС. Во время эпидемии холеры (1847) Е. на кремлевской площади Астрахани служил молебны, обращался к пастве с призывом к покаянию, советовал подчиняться распоряжениям полиции по принятию мер против эпидемии, слушаться врачей, а не «превратных толкований невежественных людей».
В 1847-1848 гг. Е. безуспешно принимал экстренные меры по сохранению и обретению мощей св. прав. Боголепа Черноярского, погребенного под Иоанновским приделом Воскресенской ц. Но в нач. 1849 г. та часть берега, где находилась могила св. Боголепа, обрушилась в Волгу. В 1855 г. Е. способствовал почитанию Астраханских святителей Феодосия (Харитонова) (прославлен в 2002), Иосифа (прославлен в 1918) и др., а также сохранению их мощей.
В 1850 г. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде, в 1855 г. участвовал в погребении имп. Николая I. 15 апр. 1856 г. Е. возглавил Псковскую и Порховскую кафедру. В Пскове Е. освятил Преображенскую ц. (1859) в здании кадетского корпуса, возобновил иконостас в древней ц. во имя прп. Варлаама Хутынского на Званице (XV в.). В нояб. 1861 г. тяжело заболел, свои денежные сбережения завещал на восстановление псковского кафедрального Троицкого собора. Больного архиерея регулярно посещал архиеп. Рижский Платон (Городецкий). 9 июля 1862 г. в Троицком соборе вик. С.-Петербургской епархии еп. Ревельский Леонтий (Лебединский) отслужил панихиду, 10 июля состоялось погребение Е. в усыпальнице Псковских архиереев - крипте Троицкого собора.
Свящ. М. Благонравов писал, что Е. «отличался знанием языков древних и новых», его проповеди «по образу и силе речи сходны с проповедями» свт. Филарета (Дроздова), но «доступнее, чем речи» Московского святителя, т. к. «в провинции были далеко не такие слушатели, какие в столице» (Архиереи Астраханской епархии. С. 113, 114). Награжден орденами св. Анны 1-й и 2-й степени, св. Владимира 2-й степени большого креста (1837), св. Александра Невского (1851), алмазным крестом для ношения на клобуке (1855). В собрании Псковского музея-заповедника хранятся рукописные сборники его проповедей, а также Библия (1829-1830, 298 л., скоропись) и др. книги, принадлежавшие Е. (см.: Кат. славяно-рус. рукописей Псковского музея-заповедника: XIV - нач. ХХ в. Псков, 1991. Ч. 1. С. 137, 148).
Известна литография П. Ф. Бореля, напечатанная в мастерской А. И. Траншеля в нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ), с поясным изображением Е. вполоборота влево, в кресле, в рясе и черном клобуке с крестом, с большой окладистой бородой и с четками в левой руке, на груди - панагия, орден на ленте и 3 орденские звезды.